Развивайтесь вместе с нами
Для первого осмысления СГМ- технологии приобретите книги в нашем издательском центре либо в своем региональном филиале корпорации (либо возьмите на прокат)
СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ
Посетите наши бесплатные и платные лекции, - чтобы
более досконально изучив методологию СГМ и стать нашими сотрудниками, открыть свой филиал бизнес- структур "корпорации..." (см. сотрудничество), например, Интернет- Библиотеку либо иную коммерческую структуру, - кликайте заинтересовавшую Вас ссылку
НА ГЛАВНУЮ ЛИТЕРАТУРА КОНФЕРЕНЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВО ВЗАИМОПОИСК
КУРСЫ по СГМ ЭКОНОМ- КОНСУЛЬТ СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ СОЗДАТЕЛИ САЙТА КОНТАКТЫ
СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ
ПРЕДОПРЕДЕЛЯЕТ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Сокращенное и обобщенное изложение концепции СГМ, представленной в основных работах Ю.М.Орлова
Рассматривается автоматический механизм формирования основных эмоций – стыда, обиды, вины, зависти, гордости, отвращения и др. В доступной форме, убедительно показано как любая эмоция может переходить в гнев. Даны конкретные советы, как размысливать каждую эмоцию, - с тем, чтобы она не переходила в гнев и агресию, и как нейтрализовать гнев, если он уже возник.
(ПО СТАТЬЯМ ОРЛОВА Ю.М.)
За последние
годы психология стала заметной частью массовой культуры. На страницах газет и
журналов, в эфире пышно расцвела упрощенная, неакадемическая, вульгарная
поп-психология, поставляющая эрзац-знания массовому потребителю. Способствует ли
это хоть в какой-то мере решению внутренних проблем человека, расширению его
представлений о себе и мире или, наоборот, замыкает на частностях и заводит в
тупики самообмана?
Действительно у нас возник
обширный рынок частных психологических и парапсихологических услуг. И,
соответственно, в нем, конечно, следует различать научную и псевдонаучную
составляющие. Время сейчас такое, что людям нужно разобраться прежде всего в
себе, чтобы найти внутреннюю опору и адаптироваться к резко меняющемуся
окружающему миру.
Обратите внимание, что человек
всегда создает для себя свою философию обыденной жизни. Если он болеет, то у
него возникает своя философия болезни. Если испытывает неурядицы в семье, то он
вынужден действовать в соответствии со своей философией любви или философией
воспитания. Главной составляющей этой философии являются знания о человеке. А то,
как организуются эти знания, зависит от философской культуры и знания психологии.
Сегодня
психологическая грамотность нужна всем. Обычная бытовая психология уже не
справляется с мощнейшими информационными потоками. И вот тут, на фоне различных
стрессорных факторов, появляется масса парапсихологических посредников,
предлагающих рецепты на все случаи жизни. Хочешь быть счастливым - действуй так,
здоровым - эдак, богатым - поступай таким вот образом. Ну, а если очень уж
неймется, то даже душу собственную можно на время отправить в путешествие.
Только вот с кем и куда?
Погружение в эту
стихию психологических и парапсихологических услуг, увлечение рецептами
псевдопсихологов может привести к очень печальным результатам. Это толкает на
изменение философии мышления и поведения человека, так что он оказывается в
хроническом конфликте, как с самим собою, так и с другими. А внутренний конфликт
как раз и является основой хронического эмоционального стресса, ведущего к
психосоматическим болезням. Более того, психологическая безграмотность и плохая
философия жизни могут затянуть человека в мистическую и оккультную паутину
психологического рабства, - к экзистенциально «измененным состояниям сознания» -
структура которых очень разнообразна, но в которой самостоятельно почти
невозможно разобраться, - что приводит в конце концов к самоистребленности любой
био- социо- эко- системы, хотя субъективно воспринимается, что все
"нормально" или даже «хорошо»…
Западный мир изобрёл множество подходов к лечению болезней, которые вызваны чрезмерным напряжением на работе и слишком незначительной в нашей жизни долей радости и шутки. Считается, что причина таких болезней - стресс. И большинство людей используют различные технические приёмы, дабы управлять стрессом. Однако эти приёмы не в состоянии противостоять самому источнику стресса. Они просто превращают стресс в другое стрессовое состояние.
Телефон будит вас ночью - кто-то неправильно набрал номер. Какой-то водитель теснит вас в потоке движения и посылает вам грубый жест. Кто-то втискивается впереди вас в очереди... Если всё это обходит вас стороной, ваша система природной радости здоровая. Если же ситуации вызывают у вас немедленную реакцию - борьбы или бегства, - ваше здоровье выжигается пламенем враждебности. По крайней мере, у каждого пятого американца уровень гнева и враждебности столь высок, что представляет серьёзный риск для здоровья. Большая часть этого гнева исходит из чувства противостояния. Когда угрожают вашему времени или пространству, кровяное давление бросается вверх, а иммунная защита падает вниз.
Если сегодня мы в четыре раза богаче, чем были наши прапрадеды, то мы, по крайней мере, как показывают данные обследований, и в четыре раза более несчастны и подавлены. Исследования Национального центра по изучению общественного мнения Чикагского университета выявили, что никто из американцев не считает себя более счастливым за сорок лет - начиная с 1957 года. Быть современным - не значит превосходить, превышать, затмевать, преодолевать или уходить за какие-то пределы.
МЫСЛЬ ЛЕЧИТ
Первой реакцией образованного читателя на этот заголовок может быть недоумение. Да, принято наше здоровье рассматривать в связи с влиянием окружения (инфекция, воздействие стихий, социального окружения) или в крайнем случае в связи с эмоциями и чувствами, но не в связи с мыслью. Ведь она лишь отражение действительности в сознании человека. Это нечто ускользающее от глаз ученого. Причем тут здоровье?
Все же многие из нас, стремясь избавиться от недугов, выбирают верный путь. Они начинают не только бегать по утрам, заниматься гимнастикой, ходить в сауну, соблюдать диету, но и заниматься психической саморегуляцией, приобретая бесценную способность всегда быть спокойным или, по крайней мере, быстро успокаиваться после "бури". Новейшая медицина доказала, что источником многих самых страшных, так называемых психосоматических заболеваний и "болезней века" является эмоциональный стресс. Но вот беда: мало кто задумывается над тем, что наши раздражители - эмоции находятся в прямой зависимости от ...нашего мышления. Мышление - подчиняется нам, а эмоции - нет, они, скорее наоборот, владеют нами. Так не лучше ли овладеть своими ретивыми, не слышащими голоса разума эмоциями посредством изменения манеры своего мышления?
Прежде чем перейти к главному предмету нашей беседы, мы подумаем о том, действительно ли эмоциональный стресс подрывает здоровье? То есть так ли уж стоит с ним бороться?
ПАРАДОКСЫ МЫШЛЕНИЯ
В какой степени гнев, ярость, страх, тревога или любая другая страсть могут быть разрушителями здоровья? Вспомним какой-нибудь пример из собственной жизни, чтобы убедиться. Обиженный и оскорбленный человек с момента, когда им овладевает гнев, уже не чувствует обиды, его желания сводятся к реализации гнева: к нападению и причинению ущерба обидчику: тут - если оскорбление раньше заканчивалось трепкой - существенного ущерба здоровью уже не бывало, так как все эндокринные, иммунные реакции на гнев (выделение адреналина, мобилизация иммунной системы, повышение свертываемости крови) и продукты этих реакций шли в дело и были реализованы в активности функциональных систем, которые вовлечены в драку. А что если гнев и ярость налицо, а физической нагрузки нет? Все вызванные, но не использованные продукты готовности к борьбе резко изменят гомеостаз организма, они превращаются в яд и теперь должны включить другой механизм- механизм нейтрализации... Тут начинает, например, выбрасываться инсулин, чтобы нейтрализовать избыток сахара, блокируется выработка кровяных телец, снижается свертываемость крови, чтобы где-то в организме не произошло закупорки сосудов свернувшимся сгустком крови и т. д. Аналогично работает организм и в момент испуга. Наилучшая биологическая защита от страха - бегство. Тут полностью и с пользой используются появившиеся в крови гормоны. Однако, если бегство невозможно, последствия страха тоже разрушительны для вас.
Значит, эмоции разрушают организм, если под влиянием самосознания и социальных требований человек не последует своему естеству (или не владеет навыками психологической гигиены личности). Ну, а если он будет ему следовать, что тогда? Тогда опять - стресс. Солдат, убежавший с поля боя, подлежит суду военного трибунала. Что следует за дракой, всем известно. Агрессия часто приводит к возмездию, превосходящему муки гнева и нового насилия. Возник порочный круг, пребывание в котором ой как накладно для нашего здоровья. И человек научился, скрепя сердце, сдерживать вспышки гнева и скрывать страх - таково требование человеческого общежития. Однако, научившись сдерживать эмоции, не выражать их внешне, мы за всю свою культурную эволюцию так и не научились устранять последствия вредных эмоций. Не помог и навык умственного моделирования спасительных ситуаций. Да, я могу в гневе представить, что сделал бы с обидчиком: вступил с ним в кулачный диалог и победил его в воображении. Это даст какое-то удовлетворение, но не решит главной проблемы: моя кровь также наполнится гормонами гнева... Более того, такого рода умственная активность приводит к пагубной привычке решать свои проблемы лишь в мыслях, отчего сами проблемы, как водится, не исчезают, а последствия такого рода умственных актов сказываются на здоровье.
Положение человека усугубляется еще и тем, что в отличие от животных, которые реагируют лишь на реальные, а не на воображаемые раздражители, он становится игрушкой в "руках" своего мышления. Он начинает обижаться или переживать оскорбление в момент, когда его никто не обижает лишь только потому, что в прошлом его оскорбили. Велика сила мышления. Она позволяет обобщать опыт, предвидеть, проигрывать в уме сложные ситуации и эффективно их разрешить. Но в данном случае она оказывается силой со знаком минус. Вместо того, чтобы спокойно заснуть, я вспоминаю оскорбление, имевшее место год назад, и наполняю тело ядами гнева и агрессии со всеми вытекающими отсюда последствиями... Величайший дар - разум, позволяющий управлять силами природы, в данный момент оказывает медвежью услугу. Оскорбили год назад, а мышление начинает аккуратно воспроизводить обиду. Днем, когда занят делами и включен в общение, - еще ничего. Я не помню о моей беде, зато перед сном могу вспомнить, и тогда включается внутренний диалог и... прощай сон; через полчаса уже принимаю снотворное, которое не помогает... Да и может ли снотворное нейтрализовать вещества агрессии, которые обжигают меня изнутри?
Такой диалог с оскорбителем при новых и новых переживаниях придает зловещему образу обидчика еще большую реальность и эмоциональную насыщенность. Наступает момент, когда "обидчик", его эмоциональный биохимический заряд, начинает превосходить в уме все другие образы и ситуации. В результате привычки давать волю воображению я обрел навязчивый образ, который по любому поводу теперь возникает и насыщает мою кровь ядом. Внешне я могу производить впечатление весьма респектабельного и даже спокойного человека, но кто знает, как долго еще сможет мое сердце, печень, поджелудочная железа выдерживать эмоциональные встряски? Как вода точит камень, так и мышление долбит психику и физическое здоровье. Панкреатит, ревматоидный артрит, тиреотоксикоз, инфаркт сердечной мышцы, легочная эмболия... Список бед, что ждут "за поворотом", можно продолжить. А ведь мы говорили лишь об обиде и страхе. Сколько всего их, наших мучителей, терзает нас по ночам? Ревность, зависть, тщеславие, страх неудачи, ущемленное достоинство, стыд, ощущение крушения надежд, реальных или иллюзорных... Оттого что крушится иллюзорная, а не реальная надежда, нашему организму не легче.
Теперь вы поняли, что не эмоции являются источниками болезни, как это часто думают, а мышление, точнее, его стиль, привычки?
ФЕНОМЕНЫ МЫШЛЕНИЯ
Парадокс человеческого мышления - не устану повторять - как раз и состоит в том, что могущественные созидательные свойства мысли, выходя из-под контроля, становятся не менее могущественными источниками саморазрушения. Например, такое свойство мысли, как предвидение, основанное на знании законов и свойств вещей, заставляет нас воспроизводить в уме то, чего нет в настоящее время и не обязательно будет. Но было бы неверным думать, что, уничтожив потребность в предвидении (по опыту жизни), мы устраним корни эмоционального стресса.
Или другое "опасное" качество мысли - способность конструировать с помощью образов наше будущее и прошедшее. Оно не только позволяет нам правильно принимать решения: оно то и дело ввергает нас в самые неприятные ситуации прошлого, терзает, бьет по нервам. Но если наша мысль вдруг какими-то психическими приемами будет лишена возможности строить модели, мы не должны уподобиться животным. Античный учитель стоицизма, давая урок своим ученикам, перепуганным ужасным штормом, не зря, указав на корабельную свинью, спокойно жрущую корм, сказал: "Вот в такой невозмутимости должен всегда пребывать мудрец!" Да, спокойствие животного было вызвано его неспособностью умственно смоделировать кораблекрушение и гибель в пучине моря, в то время как от учеников требовалось умение контролировать действия собственного рассудка. От них требовалось умение мыслить!
Но прежде чем говорить о самовоспитании, давайте присмотримся повнимательнее к некоторым другим коварным способностям нашего ума. Умение создавать абстракции повышает эффективность мышления. Например, восприятие информации о съедобности или несъедобности, опасности или безопасности чего бы то ни было способствовало нашему выживанию. Но то же свойство опять-таки может привести к стрессу, за который придется расплачиваться спокойствием и здоровьем. Правоверный магометанин может умереть с голоду, отказываясь съесть свиную отбивную. А человек, узнавший что у него СПИД, движется к смерти много быстрее пребывающего в неведении. Постоянно думая о свойствах болезни, он ослабляет защитные силы организма и роет себе яму. Уж не свойство ли мысли классифицировать приводит к трагической развязке в этих ситуациях? Нет, всему виной употребление мысли. Равно как и любые предметы, инструменты, наша мысль может правильно и неправильно служить нам; именно это неправильное употребление и придает мысли свойство патогенности, порождающей стресс и болезнь.
ЗНАЧЕНИЕ СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ
Научиться мыслить - это нечто большее, чем начать высказывать суждения и силлогизмы и выполнять умственные операции по учебникам логики. Правильно мыслить - значит уместно применять силу мысли. Образованный читатель может возмутиться, считая: как это я смею недооценивать его способность мышления? "Я обучался мышлению, - скажет он - Я решал задачи, делал расчеты, постигал законы природы и общества. Неужели этого недостаточно и еще требуется какая-то особая школа мысли, чтобы быть здоровым?"
Образованный читатель прав в одном. Он действительно обучался мышлению о предмете, который находился вне его, мышлению о внешнем. А обучался ли он самому стилю мышления - мышлению о внутреннем? Как осмыслить обиду, страх, стыд, неудачу, зависть, гордость или, например, чувство вины, чтобы не навредить себе и близким? Вот именно этому внутреннему мышлению, которое на языке психологии именуется рефлексией, он не обучался. И его рефлексия складывалась стихийно.
Мышлению о внешнем мы обучались в школе, и когда мы делали ошибки, учитель всегда обращал наше внимание на них и постепенно у нас отрабатывалось правильное мышление. Но мышление о внутреннем стиле мышления не подвержено внешнему социальному контролю, оно всегда было уделом самого человека. Ошибки во внешнем мышлении немедленно обнаруживаются в результатах, в плодах дела. Неудачи убедительно доказывают нам неправильность мысли, и мы ищем ошибку. Мышление же о внутреннем (о самом стиле мышления) не может быть контролируемо другими людьми, оно стихийно, хотя в сокровищах культуры есть и давно уже выработаны приемы, снижающие патогенность мышления. Например, наиболее эффективной умственной операцией, снимающей напряжение и боль обиды, является акт внутреннего прощения. Следующим актом является приятие обидчика как существо, "которое не обязано не обижать меня". Другой человек - это объективная реальность. Таковое осознание является необходимым условием прекращения обиды. "Если тебя лягнул осел - сказал учитель мудрости - ты же не будешь на него обижаться!" Точно так же давайте не будем обижаться на того, кто совершил действия, которые можно квалифицировать как обиду или оскорбление. Точно так же умеющий мыслить о внутреннем не обижается на погоду, на проклятый транспорт и т. д.
Человек при желании и сам, методом проб и ошибок, может "зарубить себе на носу", то есть усвоить приемы мышления, снижающие или нейтрализующие стресс. Однако не лучше ли воспользоваться достижениями культуры в преодолении патогенности мышления? Умение прощать обидчика существовало задолго до принятия христианства, искусством прощать врагов и превращать их в друзей владели мудрецы, мыслители и даже политики глубокой древности.
СРАВНЕНИЕ - ОСНОВА МЫШЛЕНИЯ
Со времен Платона психология исходит из довольно резкого и противоречивого разделения трех сторон психической жизни. Вот они: разум, эмоция и воля. Считается, что мышление само по себе лишено эмоций. Говорят о холодном мышлении и горячих чувствах. Но в последнее время наука начинает стирать эти грани. Оказалось вдруг, что эмоции сами являются только следствием умственных операций, которые протекают бессознательно и, увы, не контролируется нами. Осознается только результат, он переживается как эмоция! Нам кажется, что эмоции возникают сами и мы не властны над ними. Это не так! Эмоции являются продуктом мышления, которое протекает автоматически "в телеграфном стиле". А то, что привычно, почти не осознается! В результате чего возникает эмоция зависти или гордости? Когда я прямо спросил об этом моих учеников, обучающихся правильному мышлению, они, подумав, ответили: "Из сравнения". Далее, разобрав несколько ситуаций, мы без труда нашли, что из сравнения самого себя с другим по какому-то признаку, способности, черте характера или внешности действительно может возникнуть зависть. Если не будет сравнения, не будет и зависти! Кажется слишком просто: откажись от сравнения и ты одолеешь преграду, отделяющую от счастья. Но не так все просто. Дело в том, что существует привычка к сравнению. Ведь любой акт познания и овладения окружающим нас миром предусматривает эту умственную операцию. Это из сравнения возникает познание. Поэтому когда мы сравниваем внешнее, а не себя, то всегда имеем выигрыш. Но привычка к сравнению также поддерживается и нашим тщеславием; мы любим узреть, что у меня что-то там лучше, чем у другого... Тогда из меня прямо павлиньи перья растут. Я невольно укореняю вредную привычку сравнивать себя с другими. Если к этому добавить то, что еще в детстве родители всегда меня сравнивали и в зависимости от этого порицали или хвалили, то нетрудно понять, что эта моя привычка достаточно прочно укоренилась. Но ведь эта же привычка порождает зависть и комплекс неполноценности. Если я знаю, что зависть - плохое и мерзкое чувство, разъединяющее людей, показывающее мой облик с худшей стороны, стараюсь не обнаруживать во вне это чувство. Но от этого оно не исчезает, а продолжает жить, выедая мои внутренности. Однако смогу ли я искренне перед самим собой отказаться от сравнения себя с другими? Ведь тогда должен буду разом лишиться и удовольствия переживать гордость: "Я лучше кого-то..." Но игра стоит свеч! Когда я делаю объектом внутреннего рассмотрения мою собственную зависть, то есть отделяю ее от себя, она постепенно теряет свою силу. Но если я вдобавок еще и могу сделать объектом внутреннего рассмотрения и свои мысли, в результате которых возникает эмоция зависти, то тут уже с нею могу полностью справиться. Однако этому нужно учиться. Равно как учиться завидовать, обижаться, стыдиться... Мой образованный читатель, знающий психологию, может возразить: "Но ведь есть и "белая" зависть, которая является стимулом к совершенствованию. Если устранить ее, то мы лишимся одной из движущих сил прогресса!" Действительно, на начальных этапах становления личности сравнение необходимо. Так человек вырабатывает ориентиры самопознания. Однако с момента, как личность сформировалась, обрела достоинство и самосознание, она не нуждается в примитивных способах стимулирования своей активности. Так ракета отбрасывает отработавшую первую ступень...
Но довольно говорить о зависти. Эта эмоция нами взята лишь как иллюстрация того, какова вообще роль мышления в становлении эмоций. Вернемся к главной теме разговора. Подобно тому, как человек, правильно размышляя о внешнем, овладевает силами природы, точно так же он, постигая основы верного мышления о внутреннем, становится в состоянии овладеть своими внутренними психическими силами, сконцентрировать их на главном.
Если вы не обижаетесь, если вас невозможно оскорбить и не пугает возможная неудача, вы станете на голову выше, а ваше здоровье подскочит до уровня абсолютного...
Мы рассмотрели в общих чертах связи мышления и здоровья. Далее намерены познакомить вас с практическими приемами саногенного мышления и передать бесценный опыт обуздания и управления самыми жестокими эмоциями: обидой, ревностью, страхом и другими.
О РОЛИ ГОМЕОСТАЗА
В ОЗДОРОВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
(ПО СТАТЬЕ ЛЕГЧАЕВА..)
Разгадку механизма психотерапевтического эффекта нужно искать в учении о гомеостазе –глобальной биохимической базе выживаемости организма, обеспечивающей взаимодействие и сбалансированность всех его органов и систем – саморегуляцию психосоматики в целом.
Известно, что организм способен к саморегуляции - поддержанию биохимического внутреннего равновесия благодаря гомеостазу (реликтовой интеграции клеток организма). Например, перед опасностью – повышается сворачиваемость крови на случай ран; повышается содержание сахара на случай больших нагрузок; повышается содержание Тимус-лейкоцитов, и многое другое, требующееся для психосоматики на текущий момент и на перспективу. Кровь (а также гемолимфа насекомых или соки растений) - по-сути «жидкий орган» взяла на себя ответственность обеспечивать готовность организма к конкретным действиям. Причина всех болезней заключается, в конечном итоге, в нарушении внутриклеточного обмена веществ. С восстановлением постоянства внутренней среды наступает выздоровление. Таким образом, надежный гомеостаз - основа хорошего здоровья.
Гомеостаз обеспечивается сбалансированным единствам нервной, эндокринной и иммунной систем. Происходит это с участием гормонов - медиаторов (таких, как адреналин, ацетилхолин, гистамин, серотонин, мелатонин, секретин, саматотропин, фенлацетамин, хроматогранин А, субстанция Р, эндоморфины и другие).
Главенствующая роль во взаимосвязанной деятельности нервной, эндокринной и иммунной систем принадлежит центральной нервной системе с головным мозгом. Если же гомеостатическое равновесие в организме нарушается, то человек заболевает. Восстановление здоровья (то есть приведение гомеостаза в нормальное состояние) достигается различными приемами в зависимости от тех причин, которые нарушили гомеостаз. Это могут быть лекарства, физиотерапевтические воздействия, хирургические операции и слово. Словесному воздействию при ряде заболеваний принадлежит главная роль в излечении, поскольку оно сильно влияет на эмоции, психику человека.
С другой стороны, эмоционально- психическое состояние человека отражается на деятельности всех органов, систем и гомеостаза организма в целом. И наоборот, любые соматические нарушения влияют на эмоции и психику человека. То есть эмоции и психика человека всегда тесно связаны с состоянием организма. И если человек длительное время не может удовлетворить свои биологические и социальные потребности, то это ведет к отрицательным эмоциям и, в конечном итоге, к стрессу, и, опять же, к дефициту саморегуляции гомеостаза.
О роли гомеостаза следует начинать говорить уже с самоорганизации растений и животных – как о главном «со-знании» клеток, совместно реализующих свои потребности, - каждая их интеграция на своем уровне самоорганизации, приобретенном в опыте выживания и запечатленном «рефлексией» как «архетипы выживания».
В каждом заболевании есть соматическая и психическая компоненты, - иными словами, все болезни являются психосоматическими. Поэтому и лечение должно быть психосоматическим. Отрицательные изменения в организме проявляются в виде психогений и их формирование первично начинается с высших регулирующих центров головного мозга. Давно говорят, что все болезни - от нервов.
При нарушениях в центральной нервной системе могут появляться различные патологические состояния (боли в области сердца, повышение кровяного давления, кожные сыпи и так далее). Известно, что даже сильное увлечение детей играми на компьютерах может провоцировать нервно-психические расстройства, включая эпилепсию. В основе таких болезней не лежат дисфункции самих органов, но они сильно влияют на психосоматику.
Восстановлению саморегуляции гомеостаза способствует воздействие на подсознание. Многие непроизвольные функции (включая бессознательную форму переработки информации рефлексией) связаны со сферой бессознательного. Этими функциями можно управлять сознательно. Для этого на подсознание воздействуют внушением или гипнозом.
Желательные установки и сведения больными фиксируются, осмысливаются и затем положительно проявляются в работе центральной нервной системы, эндокринной и иммунной систем. В итоге больные взбадриваются, ощущают прилив физических и психологических сил. Это отчётливо проявляется у людей и с психогенными нарушениями. То есть улучшение здоровья и «выздоровление» бывает у больных со слабыми волевыми и психологическими процессами, с высоким уровнем внушения и самовнушения. Такие люди безоговорочно верят во все.
Сенсорная терапия объединяет психотерапию и физиотерапию и основана на информации, поступающей в организм через зрение, слух, кожу. Слабым теплом рук, массированим пальцами, иглоукалыванием и другими приемами физиотерапии, - можно у отдельных больных вызвать к жизни дополнительные защитные и резервные силы организма. Подключение к активной деятельности все новых и новых клеток головного мозга (у основной массы людей работают около 10 процентов клеток головного мозга) – это и есть главный резерв развития человеческих возможностей.
Иногда человеку может оказать помощь сама по себе мысль, что он, наконец, получает долгожданное средство, шанс для излечения.
Непременно надо учитывать и то, что избыточное возбуждение корковых и подкорковых структур головного мозга или, наоборот, их сильное угнетение могут оказаться вредными для человека.
Вот почему артисты оригинального жанра иногда могут лечить лучше, нежели врачи-гипнологи. Вера в выздоровлении передается окружающим, а сила лечебного воздействия возрастает пропорционально числу пациентов. Проявляется «эффект заражения».
Большое значение в гипнотерапии имеют эндорфины (эндогенные морфины). Эндорфины, подобно морфину, снимают или уменьшают боли, вызывают состояние благодушия, обладают противострессовым действием, уменьшают число сердечных сокращений. Люди с хорошей системой эндорфинов более устойчивы к стрессам. Эндорфины вырабатываются в организме не только против болей, но и против других стрессов. Например, при бессоннице возникает эмоциональный стресс, а это ведёт к увеличению количества эндорфинов в крови.
Эндорфины являются естественными регуляторами нервной деятельности. Удовлетворение биологических и социальных потребностей (питание, наличие полового партнёра, приспособление к среде обитания, включая среду социальную) стимулирует выработку эндорфинов. Эндорфины и другие биологически активные вещества обеспечивают «психологический комфорт» за «правильное», «удачное» поведение.
Поэтому - при нервном напряжении или, наоборот, при депрессии боль иногда внезапно исчезает (например, в случае мигрени, язвы желудка). Это связано с протеинами, вырабатываемыми надпочечниками (в частности, с хроматогранином А) благодаря активизации гомеостаза.
Обезболивающий эффект при гипнозе, внушении и самовнушении достигается также за счёт увеличения выработки в организме эндорфинов. Определённые словесные образы повышают выработку эндорфинов и внутри- организменного алкоголя, что снимает нервное напряжение, головную боль, страх, тоску и прочее (это же позволяет йогам, например, ходить босым по раскалённым углям, остриям гвоздей, не ощущая боли).
Гипнотерапия даёт сильную психофизиологическую мобилизацию организма. Она же важна для саморегуляции гомеостаза. Если у человека есть какие-то расстройства, сопровождающиеся болями, то указанные эндогенные вещества боли снимают. И сразу восторг. И полетели письма и телеграммы на телевидение, родным, знакомым и незнакомым. Но причина болей не устранена. Боль – это часто лишь один из сигналов, признаков, симптомов заболевания воспринимаемых гомеостазом как потребность к активизации. Болезнь же будет прогрессировать дальше после расходования внутренних резервов (а резервы, как и всё в мире ограничены). Организм может сам и не справиться с болезнью. Поэтому и не следует спешить радоваться, что после «сеанса здоровья» у кого-то седые волосы потемнели или исчезли бородавки. На это потемнение волос и исчезновение бородавок затрачена биохимическая энергия гомеостаза. Без траты биохимической энергии ничего не бывает. И, следовательно, биохимической энергии гомеостаза в организме стало меньше для других, возможно, более важных функций и органов.
Психотерапия – очень сильное средство. И, как всякое мощное средство, применять её надо весьма осторожно. Делается это в лечебных учреждениях под контролем врача. Для этого нужны квалифицированные психотерапевты и специализированные кабинеты.
Уколы иглы в определённые участки кожи (при иглотерапии) тоже повышают содержание эндорфинов в головном мозге. Сравнительно недавно было показано, что в развитии депрессии главную роль играет недостаток гормона серотонина. Увеличение количества серотонина ведёт к эмоциональному подъёму.
Положительные эмоции, оптимизм, жизнеутверждающие зрительные образы повышают активность иммунной системы, в частности, увеличивается количество Т-клеток, способствующих уничтожению опухолей. Концентрация иммуноглобулина (типа А) в организме повышается, - он способствует гибели болезнетворных вирусов. Недаром иммунную систему называют универсальной фармацевтической фабрикой. Для возбуждения «внутренней аптеки» организма нужен сильный и авторитетный импульс. Этот импульс действует на подсознание, давая установку на выздоровление. Сам же больной может в это не верить и не осознавать происходящих в его организме перемен (как положительных, так и отрицательных).
Человеческие способности можно тренировать. Аутогенная тренировка (психическая саморегуляция) позволяет управлять своими эмоциями и вегетативными функциями. При сильной релаксации (уменьшении напряжения) в организме увеличивается количество эндорфинов и эндогенного алкоголя. Однако тяжелые зрительные образы- стимулы, отрицательные эмоции и т.п. могут угнетать активность иммунной системы, часто ведут к болезням.
Все эти рассуждения опираются на реальные факты.
Отсюда и практические задачи современной терапии: естественным способом потенцировать внутренние резервы организма, повышать физическую, психологическую и иммунологическую устойчивость человека.
ГЛАВНОЕ
Ни для кого не секрет, что корень многих (или всех?!) наших проблем кроется в нас самих. Если сказать точнее, то в способе нашего мышления. Мысли, которые к нам приходят, и слова, которые мы произносим, формируют мир вокруг нас и саму нашу жизнь. (глобальное субъективное пространство потребностных образов стимулов, переходящих в поведенческий репертуар всех, кому Вы дороги и значимы), - кто импонирует Вам либо просто видит новизну в Вашем способе мышления - поведения и т.п.) Многие из нас привыкли мыслить отрицательными категориями и не осознают того вреда, который сами себе причиняют. Начиная с Сократа, античные философы пытались решить главный для человека вопрос: как правильно думать, чтобы достичь гармонии самим собой и окружающим миром. Как управлять своими страстями, чтобы не навредить себе и другим.
Одно и тоже
событие разными людьми воспринимается по-разному: для одного - непреодолимое
препятствие, для другого - катастрофа, для третьего - знак судьбы и
руководство к ДЕЙСТВИЮ. Казалось бы, разница "всего лишь" в восприятии и
оценке ситуации, но насколько она меняет дальнейшую жизнь человека.
Шаблоны мышления воспитанные
годами активизируются автоматически и бессознательно, зачастую порождая
шквал неприятных эмоций. Чтобы управлять своими эмоциями человек должен
ОСОЗНАТЬ свое бессознательное. В классическом психоанализе это трудоемкая и
очень длительная процедура. И к тому же очень дорогое удовольствие!
Уникальный
метод
САНОГЕННОГО
мышления, разработан
известным отечественным ученым-психологом
Юрием
Михайловичем
Орловым (от греческого "саноc" - здоровье,
"генос" - порождать, т.е. мышление рождающее здоровье). От сложных процедур
психоанализа этот метод отличается прежде всего простотой, адекватностью и
эффективностью.
Юрий Михайлович
говорил:
"Мне удалось выяснить, что любая эмоция, которую принято рассматривать как проявление бессознательного, имеет точное определение на языке конкретной программы умственного поведения, в результате которой она бессознательно и возникает. Человек осознает только ее результат. Я смог описать операциональную структуру, то есть психическую структуру эмоций с точки зрения "поведения ума", операциональных программ поведения, вырабатывающих ту или иную эмоцию".
И вот, когда передо мной предстала внутренняя структура эмоции со всей ее очевидностью, я разработал систему оздоровительного мышления. Моя система позволяет постепенно научить пациента, как впрочем, и любого здорового человека, делать бессознательное сознательным в результате развития способности контролировать эти умственные операции. Что даст такой контроль? Свободу!
Есть люди, которые десятилетиями делают одни и те же ошибки и ничто их не может спасти от хронических психосоматических заболеваний (внешне все хорошо, зачастую, все прекрасно... и даже ни каких жалоб, но внутри, наедине с собой ни какой свободы...) . Они ходят по замкнутому кругу, как рабы своих эмоций. Это типичный пример динамики патогенной парадигмы мышления, исправить которую и призвана Саногенная Психология, - «Саногенология», в основе которой лежит Саногенный Способ Мышления (СГМ- технология).